Дата публикации: 14.06.2021 08:40
Дата изменения: 14.06.2021 08:41

ТОП-10 вопросов и ответов по таможенному регулированию

1.Вопрос: Сроки принятия предварительных решений о классификации товара.

Ответ: Предварительное решение о классификации товара принимается не позднее десяти рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. При этом по товарам, в отношении которых ранее принимались предварительные решения о классификации товара с таким же наименованием (коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), включающим ту же марку, модель, артикул и модификацию, предварительное решение о классификации товара принимается не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о классификации товара.

2.Вопрос: Является ли услуга по принятию предварительного решения о классификации товара платной услугой и в каком размере взимаются  таможенные сборы за оказание государственной услуги.

Ответ: Государственная услуга оказывается на платной основе. За оказание государственной услуги взимаются таможенные сборы за принятие предварительного решения по классификации товара, устанавливаемые Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2018 года № 171, в размере 32 000 (тридцать две тысячи) тенге за каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.

3.Вопрос: Срок принятия решения о классификации товара в несобранном виде и срок его действия

Ответ: Решение о классификации товара в несобранном виде принимается не позднее двадцати рабочих дней с даты регистрации заявления в уполномоченном органе или территориальном таможенном органе. Решение о классификации товара в несобранном виде вступает в силу с даты его принятия и действует в течение двух лет, исчисляемых с даты принятия решения о классификации товара в несобранном виде.

4.Вопрос: Каким способом можно обеспечить исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Ответ: Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается любым из следующих способов:  деньгами; банковской гарантией; поручительством; залогом имущества; договором страхования.

5.Вопрос: Срок регистрации обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

Ответ: Не позднее трех рабочих дней со дня регистрации  заявления о принятии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

6.Вопрос: Как продлить срок таможенного транзита?

 

Ответ: Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года № 170 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита".

Для продления срока таможенного транзита при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита декларант или перевозчик (далее - лицо) направляет до истечения установленного таможенным органом отправления срока таможенного транзита мотивированное обращение, составленное в произвольной форме, о продлении установленного срока таможенного транзита       в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся товары и транспортное средство при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз);

Обращение должно содержать следующие сведения:  

а) сведения о лице, направившем обращение:  

б)регистрационный номер транзитной декларации, а также (при наличии) номер книжки МДП или карнета АТА;

в)обстоятельства, обусловившие необходимость продления срока таможенного транзита;   

д)место нахождения товаров и транспортного средства;    

е)предполагаемый срок, в течение которого товары будут доставлены до таможенного органа назначения, с обоснованием такого срока;   

ж)предпочтительный для лица, направившего обращение, способ информирования о результатах рассмотрения обращения (адрес электронной почты, номер телефона и т. п.).

В таможенный орган вместе с обращением представляются документы, подтверждающие обстоятельства, обусловившие необходимость продления срока таможенного транзита (при наличии таких документов). 

7.Вопрос: Правомерно ли освобождение от административной ответственности таможенного представителя при устранении декларантом нарушений в случаях, предусмотренных статьей 150 Таможенного кодекса?

Ответ: В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 3 Кодекса декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Статьей 150 Кодекса урегулированы права, обязанности и ответственность декларанта.

В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 150 Кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 150 Кодекса, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 150 Кодекса.

Частью второй пункта 3 статьи 150 Кодекса предусмотрены случаи,  когда декларант не привлекается к ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

В свою очередь, статьями 493 и 494 Кодекса урегулированы права и обязанности таможенного представителя.

В соответствии со статьей 494 Кодекса в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Соответственно исходя из конкретного случая, при устранении декларантом нарушений, предусмотренных статьей 150 Кодекса, таможенный представитель не подлежит к привлечению к административной ответственности.

 

8.Вопрос: какие документы требуются для включения в реестр владельцев складов временного хранения ?

 

Ответ: включение в реестр владельцев складов временного хранения осуществляется территориальным органом государственных доходов в рамках оказания государственной услуги «Включение в реестр владельцев мест временного хранения» (Правила оказания государственной услуги "Включение в реестр владельцев мест временного хранения", утвержденные приказом и.о. Министра финансов РК №665 от 10.07.2020г.). Согласно Стандарту государственной услуги "Включение в реестр владельцев мест временного хранения" (приложение 1 к указанным Правилам) при обращении к услугодателю подается заявление по форме согласно приложению 2 к Правилам и договор страхования гражданско-правовой ответственности владельца мест временного хранения.

Условия включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве владельца склада временного хранения, в реестр владельцев складов временного хранения регламентированы статьей 503 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан".  В процесс включения в реестр входит этап проведения таможенного осмотра заявляемых помещений и территорий, при котором в соответствии со статьей 504 Кодекса РК заявитель предоставляет должностному лицу территориального таможенного органа копии следующих документов с предъявлением оригиналов:

      1) подтверждающих нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения;

      2) подтверждающих наличие:

      погрузочно-разгрузочных механизмов либо договора с лицом, предоставляющим услуги, связанные с использованием погрузочно-разгрузочных механизмов;

      сертифицированного весового оборудования, соответствующего характеру помещаемых товаров и транспортных средств, а в случае помещения газа в специальные хранилища – соответствующих приборов учета.

      При этом копии представленных документов прилагаются к акту таможенного осмотра помещений и территорий, который остается в территориальном таможенном органе.

 

9.Вопрос: Необходимо ли регистрировать в органах государственных доходов лицензии на импорт/экспорт отдельных видов товаров?

Ответ: Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 04.06.2019 №86 утратило силу Решение Комиссии таможенного союза от 22 июня 2011 года №687 «О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров» (далее – Положение).

Вместе с тем, до принятия соответствующего нормативного правого акта, регулирующего порядок ввоза и вывоза товаров, подлежащих экспортному контролю, а также в целях предупреждения и пресечения незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза указанных товаров, контроль осуществляется в соответствии с порядком, регламентированным Положением.

 

10.Вопрос: В какой срок необходимо предоставить подтверждение соответствия (сертификат соответствия, декларация о соответствии) требованиям технических регламентов, соблюдения запретов и ограничений в части технического регулирования, по условно выпущенным товарам?

Ответ: Согласно положениям Совместного приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2018 года № 287, Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 мая 2018 года № 266 и Министра финансов Республики Казахстан от 2 мая 2018 года № 500

(далее – Совместный приказ), подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, соблюдения запретов и ограничений в части технического регулирования, осуществляется в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и (или) законодательством Республики Казахстан может быть подтверждено после выпуска товаров (условный выпуск).

При этом в случае помещения товаров под условный выпуск, декларант предоставляет в территориальное подразделение в произвольной форме обязательство о предоставлении документа о подтверждении соответствия на условно выпущенный товар в вышеуказанный срок.

Вместе с тем, в случае нарушения сроков предоставления документа о подтверждении соответствия на условно выпущенный товар, декларант несет ответственность в соответствии со статьей 538 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями приказа Министра финансов Республики Казахстан от 16 февраля 2018 года № 225 проверка соблюдения требований в отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 2) пункта 1 статьи 202 Кодекса, осуществляется структурным подразделением органов государственных доходов, путем проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со статьей 415 Кодекса по истечению срока подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров в части технического регулирования, устанавливаемого уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, в случае отсутствия заявления в информационной системе органов государственных доходов с указанием сроков продления от аккредитованных организаций (испытательных лаборатории и органов по подтверждению соответствия), которые осуществляют оценку соответствия продукции (товаров).

В случае не предоставления документов оценки соответствия после окончания сроков продления подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров в части технического регулирования структурным подразделением органов государственных доходов проводится таможенный контроль на наличие этих товаров периодичностью не чаще 1 (одного) раза в 2 (два) месяца.

При выявлении указанных нарушений декларант несет ответственность в соответствии со статьей 553 КоАП.