
24 мая 2023 года ратифицировано Соглашение об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (далее – Соглашение)
(Закон Республики Казахстан от 24 мая 2023 года № 4-VIII ЗРК).
Основной целью Соглашения является создание более привлекательной системы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при таможенном транзите. В частности, Соглашение предусматривает возможность применения следующих упрощений:
- для декларантов, имеющих опыт работы с генеральным обеспечением исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при совершении транзитных перевозок и отвечающих установленным критериям.
Такие декларанты могут предоставлять обеспечение в отношении товаров, перевозимых по нескольким транзитным декларациям, в меньшем размере (на 20%), чем сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении таких товаров;
- для поручителей, признанных в соответствии с Соглашением национальными гарантами.
Указанные лица могут применять упрощения от 10% до 100% от размера финансовой гарантии при соблюдении определенных условий.
Заложенный в Соглашении «льготный» механизм позволит снизить затраты участников внешнеэкономической деятельности при совершении транзитных перевозок, окажет позитивное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности.
Соглашение призвано урегулировать 2 блока вопросов:
- особенность применения генерального обеспечения для отдельных категорий декларантов
Соглашение позволяет добросовестным декларантам, имеющим опыт работы с транзитными перевозками и не допускающим возникновение задолженности по уплате таможенных платежей, оформлять сертификаты обеспечения на 20% больше, чем предоставленное генеральное обеспечение.
2. особенность применения поручительства
Поручительство является наиболее востребованным способом обеспечения (не требуется отвлекать деньги в обороте; стоимость оказания соответствующих услуг ниже стоимости банковских гарантий; банковскую гарантию практически невозможно получить иностранным перевозчикам).
Соглашением предусматривается создание института национальных гарантов из числа лиц, признанных в государствах поручителями. Соглашение определяет единые условия признания поручителей национальными гарантами.
Если обычный поручитель обеспечивает уплату платежей только в пределах предоставленной финансовой гарантии, то для национальных гарантов Соглашение расширяет возможности, в частности, национальный гарант может обеспечивать уплату таможенных платежей на сумму, превышающую размер предоставленной таможенному органу финансовой гарантии.
Заложенный в Соглашении «льготный» механизм позволит сделать институт поручительства более «привлекательным» и менее затратным.